+ 7 800 350 89 89

10 самых распространённых способов воровства топлива

Воровство топлива – головная боль для генеральных директоров производственных предприятий и для каждого автовладельца.

 

Разберем методики с помощью которых нас обманывают:

 

1 Слив топлива из бака

Одна из наиболее простых и незамысловатых махинаций: если норма расхода топлива завышена, то у водителя появляются остатки или избытки топлива. Водитель берет свободную емкость (как правило, это канистра на 20 или 50 литров) и с помощью шланга сливает топливо. Затем топливо продается по цене ниже рыночной либо используется для заправки собственного автотранспорта. Ярким примером и подтверждением таких махинаций является тот факт, что процент легковых автомобилей с дизельным двигателем среди водителей строительных и прочих автопредприятий довольно высок.

 

2 Покупка «левых» чеков

Если водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топ-лива, он может приобрести на трассе в специализированных местах нелегаль-ные или так называемые «левые» чеки, отчитываясь перед бухгалтерией предприятия за якобы фактическую зап-равку топлива, которой на самом деле не было. Водитель постоянно жалуется на то, что он не вписывается в принятую норму расхода топлива, ссылаясь на перегруз, встречный ветер, плохие дороги, пробки, плохое техническое состояние автомобиля и прочее.

 

3 «Левые» рейсы

Водитель, успевая по графику выполнить, например, три плановых рейса быстрее, может выполнить четвертый «на сторону». К примеру, вывезти четвертую машину песка не на отсыпку дороги, а на дачный участок за «наличку».

 

4 Подкручивание одометра

Водитель подкручивает показания одометра или счетчика моточасов. Существуют специальные устройства, которые подключаются к этим приборам, и с их помощью производится их накрутка до необходимых показаний. Иногда счетчик моточасов или спидометр целенаправленно выводят из строя, списывая по путевому листу якобы пройденный километраж или отработанные моточасы. Накрутка происходит, как правило, в вечернее время (после работы, в гараже). Водитель на подкрученный километраж либо сливает топливо (как правило, по завышенной норме), либо покупает «левые» чеки. Предприятие косвенно теряет огромные денежные средства на «упущенной экономической выгоде» (один час работы техники стоит гораздо дороже слитых 50 литров топлива) и прохождении автомобилем очередного планового ТО, до которого еще надо было бы ездить еще несколько тысяч километров.

 

5 Продажа топливных талонов

Водители многих предприятий до сих пор получают так называемые талоны на топливо, по которым и заправляются на АЗС. Эти талоны также легко продать по заниженному курсу, отчитавшись за якобы произведенную заправку.

 

6 Сговор с оператором АЗС

В последнее время все больше предприятий стали использовать электронные топливные карты, отказавшись от выдачи наличных подотчетных денег. Это качественно новая ступень в расчетах за топливо. В конце отчетного периода, например, один раз в месяц, топливная компания, картами которой пользуется предприятие, высылает по электронной почте весь список заправок по номерам карт; таким образом можно сверить чеки, предоставленные водителями с этим отчетом – все они должны полностью совпадать; поэтому «левые» чеки приобрести уже невозможно. Но и здесь есть свои слабые места. Так, водитель может вступить в сговор с оператором АЗС о заправке в бак, к примеру, 100 литров топлива, а выдаче официального чека на 200 литров. Деньги с топливной карты списываются за 200 литров: 100 литров попадают в бак, а за якобы заправленную вторую сотню водитель получает наличные по принятому на АЗС курсу, примерно на 40-45%% ниже «цены столба» (розничной отпускной цены АЗС). От таких махинаций особенно существенно страдают международные перевозчики: водитель за свои деньги заправляет перед границей автомобиль по максимуму, а затем где-нибудь в Польше просто обналичивает деньги с топливной карты, где цена на топливо вдвое или втрое выше российских розничных цен. Также водитель может заправить по своей карте чужую машину за наличные или залить одну-другую канистру мимо бака, реализовав топливо впоследствии.

 

7 Заправка более дешевым топливом

Существуют так называмые пункты «сдачи-приема» дизельного топлива, и водители о них хорошо знают. Как правило, это припаркованный на обочине старый бензовоз или невзрачная стационарная емкость. Водители, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут или не хотят продавать топливо на сторону, сдают его сюда. А другие водители, которые могут купить левый чек для отчета, еще стараются сэкономить и на покупке самого топлива. Качество топлива на таких псевдо-АЗС оставляет желать лучшего. Такие заправки приводят к простоям техники, связанным с ремонтом узлов и деталей дорогостоящей топливной аппаратуры, таких как ТНВД и др.

 

8 Сговор с топливозаправщиком на строй-площадках

Махинация, похожая на сговор с оператором АЗС. Только в данном случае речь идет о недоливе топлива в бак автомобиля из бензовоза. Как правило, это происходит на закрытых объектах – карьерах, стройплощадках. На таких объектах водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны для заправки топливом – есть бензовоз и топливная ведомость, в которой расписывается водитель и топливозаправщик. Такие сговоры носят постоянный характер, объемы недоливов здесь достаточно велики. Примерно один полный бензовоз в неделю продается «налево», а деньги распределяются между водителями и заправщиком (это данные с различных объектов на территории России и за рубежом: как ни странно, они примерно совпадают – один бензовоз в неделю).

 

9 Фиктивная работа

На спецтехнике оператор заводит двигатель и всю смену работает на холостом ходу. Водитель списывает топливо по якобы отработанным моточасам по принятой норме. В итоге работа не выполнена, топливо списано. Предприятие теряет деньги, потраченные на закупку топлива, а также несет потери за счет упущенной выгоды от невыполненной работы.

 

10 Слив «обратки»

В работе двигателей есть понятие «обратка»: это неотработанное топливо, которое возвращается из двигателя в бак. Некоторые водители врезают в топливную магистраль тройники или просто сливают в канистры «обратку».